ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ Сергей Михайлович - ПРОКУ́ДИН-ГО́РСКИЙ Сергей Михайлович (31 августа 1863, Муром (см. МУРОМ) - 27 сентября 1944, Париж (см. ПАРИЖ)) - русский фотограф, ученый-химик, изобретатель, член Русского географического и Русского технического обществ, автор уникальных цветных фотографий дореволюционного периода истории России.
Сергей Прокудин-Горский провел детство в родовом имении Фуникова Гора под Киржачом (см. КИРЖАЧ). Окончив Петербургский технологический институт (1889), он совершенствовал химическое образование в Берлине и Париже (1889-1891). Увлекшись фотографией, Прокудин-Горский принял участие в разработке перспективных методов цветной фотографии. Вернувшись на родину, он женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) - дочери ученого-металлурга, директора Товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов А.С. Лаврова (см. ЛАВРОВ Александр Степанович). На предприятии своего тестя С.М Прокудин-Горский стал одним из руководящих сотрудников, и в то же время продолжил свои занятия фотографией. В 1898 году он стал членом фотографического отдела Русского технического общества, выступил с сообщением «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)». С этого времени С.М. Прокудин-Горский являлся крупнейшим авторитетом в области фотографии, ему было поручена организация курсов практической фотографии при Русском техническом обществе.
В августе 1901 года в Петербурге (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) была открыта «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С.М. Прокудина-Горского, при которой действовала лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель». В декабре 1902 года изобретатель объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, в 1905 году запатентовал сенсибилизатор, превосходящий по качеству разработки иностранных химиков. Состав разработанного Прокудиным-Горским красочного вещества делал бромо-серебряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
В начале 20 века не было многослойных материалов для цветной фотографии. В своих опытах Прокудин-Горский использовал черно-белые фотопластинки и фотоаппарат собственной конструкции, точное устройство которого осталось неизвестным. Через цветные светофильтры синего, зеленого и красного цветов фотограф быстро делал последовательно три снимка и получал три черно-белых позитива одного и того же сюжета. Для просмотра использовался проектор, работающий через цветные светофильтры. При проекции с фотопластинок на экране получалось цветное изображение. Существенным вкладом Прокудина-Горского в совершенствование фотографического процесса стало существенное уменьшение выдержки - ему удалось сократить экспозицию до секунды.
В мае 1908 года С.М. Прокудин-Горский в Ясной Поляне сделал цветной фотографический портрет Л.Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич). Также были сделаны фотопортреты Ф.И. Шаляпина и царской семьи. Тогда же, в мае 1908 года в Академии художеств состоялся показ цветных проекций фотографий Прокудина-Горского. Его снимки древних ваз - экспонатов Эрмитажа - впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета. Большой проблемой оказалась фиксация цветного изображения на бумаге. Для этого использовался трудоемкий и дорогой литографический способ. В связи с этим, лишь некоторые цветные фотографии С.М. Прокудина-Горского были опубликованы при жизни фотографа. В их числе - портреты Ф.И. Шаляпина и Л.Н. Толстого. Успешные опыты в области цветной фотографии подвигли Сергея Михайловича на грандиозный замысел: запечатлеть в цветных фотографиях картины жизни современной ему России. Эта идея нашла поддержку на аудиенции у у царя Николая II (1909), который поручил фотографу заснять разные стороны жизни всех регионов Российской империи.
В 1909-1915 годах С.М. Прокудин-Горский объездил значительную часть России (см. РОССИЯ (государство)), фотографировал старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов, бытовые сцены. Местным чиновникам было предписано помогать фотографу в его путешествиях, однако съемку С.М. Прокудин-Горский проводил на свои средства. Результатом этого труда стали сотни цветных фотографий, каждая из которых стала уникальным документом своей эпохи. Изобретатель пытался применить свой метод и для создания киноаппарата для цветной съемки. Испытания такого киноаппарата прошли в Самарканде в 1911 году. Но качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. Для совершенствования цветного кинематографа С.М. Прокудин-Горский в 1913 году учредил акционерное общество. Продолжив исследования, изобретатель добился определенных успехов и запатентовал в Германии, Великобритании, Франции, Италии способ изготовления дешевых цветных пленочных диапозитивов для киноаппаратов.
С началом Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18) С.М. Прокудин-Горский снимал хронику боевых действий, позднее обучал летчиков аэрофотосъемке, консультировал военное ведомство по вопросам фотографии и киносъемки. Вскоре после Октябрьской революции 1917 года С.М. Прокудин-Горский стал профессором учрежденного А.В. Луначарским фотокиноинститута. В марте 1918 года в России состоялась последняя выставка фотографии Прокудина-Горского, вскоре он эмигрировал из РСФСР, увезя с собой почти все свои фотоработы, за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.
В эмиграции Прокудин-Горский первое время жил в Норвегии и Великобритании. В 1922 году он получил британский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трех негативов через светофильтры. В том же году изобретатель обосновался в Ницце, некоторое время работал вместе с братьями Люмьер (см. ЛЮМЬЕР (братья)). В начале 1930-х годов фотограф задумал создать серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея была реализована его сыном Михаилом. С.М. Прокудин-Горский скончался в Париже, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Он похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Коллекция фотографий С.М. Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США (см. БИБЛИОТЕКА КОНГРЕССА США). Но лишь развитие компьютерных технологий в конце 20 века позволило обработать эти снимки и показать широкой публике уникальные виды дореволюционной России в цвете. В 1991 году была составлена компьютерная база данных снимков Прокудина-Горского, которая продолжала затем пополняться и изменяться. В 2001 году Библиотека Конгресса США открыла выставку «Империя, которой была Россия», на которой были представлены 122 цветные фотографии. Всего коллекция Прокудина-Горского насчитывает 1900 цветных и около 1000 черно-белых фотографий. Все отсканированные снимки доступны на сайте Библиотеки Конгресса.